понеделник, 28 април 2008 г.

свв. Иасон и Сосипатър

Поздравяват ви сътрудникът ми Тимотей и моите сродници Луций, Иасон и Сосипатър
(Римляни, 16:21)

Апостол Иасон происходил из Тарса (Малая Азия). Он был первым христианином в городе. Апостол Сосипатр был родом из Ахаии. Оба они стали учениками апостола Павла, который даже назвал их своими "сродниками" (Рим. 16, 21). Святой Иасон был поставлен епископом в родном городе Тарсе, а святой Сосипатр - в Иконии. С Евангельской проповедью они отправились на запад и в 63 году достигли острова Керкиры в Ионическом море близ Греции. Там они построили церковь во имя первомученика Стефана и многих крестили. Правитель острова узнал об этом и заключил их в темницу, где сидели семь разбойников: Саторний, Иакисхол, Фавстиан, Ианнуарий, Марсалий, Евфрасий и Маммий. Апостолы обратили их ко Христу. За исповедание Христа семь узников мученически скончались в котле с растопленной смолой, серой и воском. Тюремный сторож, видя их мученический подвиг, объявил себя христианином. За это ему отрубили левую руку, потом обе ноги и затем голову. Апостолов Иасона и Сосипатра правитель приказал бить кнутом и снова заключить в тюрьму.

Когда дочь правителя, девица Керкира, узнала, как мученики страдают за Христа, она объявила себя христианкой и раздала все свои украшения нищим. Взбешенный правитель пытался уговорить дочь отречься от Христа, но святая Керкира твердо стояла и против уговоров, и против угроз. Тогда озлобленный отец придумал ужасное наказание дочери: он приказал поместить ее в отдельной темнице и впустить к ней разбойника и блудника Мурина, чтобы тот обесчестил невесту Христову. Но когда разбойник подошел к двери тюрьмы, на него напал медведь. Святая Керкира услышала шум и Именем Христовым отогнала зверя, а затем молитвой исцелила раны Мурина. После этого святая Керкира просветила его Христовой верой, святой Мурин объявил себя христианином и тут же был казнен. Правитель приказал поджечь тюрьму, но святая девица осталась жива. Тогда по приказу злобствующего отца, она была повешена на дерево, удушена едким дымом и расстреляна стрелами. После ее кончины правитель решил казнить всех христиан на острове Керкире. Мученики Зинон, Евсевий, Неон и Виталий, просвещенные апостолами Иасоном и Сосипатром, были сожжены. Жители Керкиры, спасаясь от гонения, переправились на соседний остров. Правитель с отрядом воинов поплыл, но был поглощен волнами. Сменивший его правитель приказал бросить апостолов Иасона и Сосипатра в котел с кипящей смолой, но когда увидел их невредимыми, со слезами воскликнул: "Боже Иасонов и Сосипатров, помилуй меня!" Освобожденные апостолы крестили правителя и дали ему имя Севастиан. С его помощью апостолы Иасон и Сосипатр построили на острове несколько церквей и, дожив там до глубокой старости, своей горячей проповедью приумножили стадо Христово.


Святые мученики Дада, Максим и Квинтилиан пострадали при императоре Диоклитиане (284-305), когда вышло повеление приносить на торжественных празднествах жертвы языческим богам, а христиан предавать смерти.
Наместники императора Тарквиний и Гавиний в городе Доростоле устроили пышное торжество, на котором присутствовали жители не только города, но и окрестных сел.
Когда празднество закончилось, кто-то донес императору, что три брата - Дада, Максим и Квинтилиан не подчинились приказу императора и ушли к себе в деревню Озовию. За ними были посланы воины, которые застали святых братьев за молитвой и отвели их на суд.
Правители допросили братьев, которые исповедали себя христианами. Тогда Тарквиний предложил святому Максиму стать жрецом бога Зевса. Но тот назвал Зевса скверным прелюбодеем и снова исповедал Истинного Бога... Несколько дней пытки и допросы продолжались непрерывно с утра до вечера. Наконец мученикам вынесли смертный приговор, отвели под стражей в их деревню и там усекли мечом († 286).

В Новозаветните книги имената на Светите седемдесет апостоли не са споменати. Църковният историк Евсевий Кесарийски (ок. 340 г.) пише в своята "Църковна история": "имената (на 12-те) апостоли са известни на всеки от Евангелията, но списък на 70-те Му ученика няма никъде".
Предполага се, че сред 70-те избрани от Спасителя апостоли са били Иосиф Варсава, наречен Иуст (Деян. 1:23), Иосия (или Иосиф) Варнава (Деян. 4:36, Кол. 4:10), евангелист Лука и Клеопа (Лук. 24:13), Состен (по мнение на Евсевий, в "Църковна история").
За пръв път изброяване на Седемдесетте апостоли се среща в списъка, приписван на св. Доротей, епископ Тирски (361 г.), но в него са включени и лица, чието съществуване буди съмнение, като напр. Кифа (име, дадено на ап. Петър, вж. Гал. 2:9), Кесар и други.
Списък на Седемдесетте апостоли е запазен и в други преписи, както и от автори от по-късно време. Един от последните поименни списъци е този на св. Димитрий, митрополит Ростовски (вж. Чети-Минеите за 4 януари).

За да покаже равночестието на всеки от Седемдесетте и за да предотврати разногласия в почитанието им, Православната ни църква е установила тяхното общо празнуване, но паметта на всеки от тях възпоменаваме и поотделно, в определени дни в годината. Сред тях са:

Св. апостол Клеопа (4 януари)
Св. апостол Епафрас (4 януари)
Св. апостол Тимотей (22 януари)
Св. апостол Онисим (15 февруари)
Св. апостол Архип (19 февруари)
Св. апостол Филимон (19 февруари, 22 ноември)
Свв. апостоли Иродион, Агав, Руф, Асинкрит, Флегонт и Ермий (8 април)
Свв. апостоли Аристарх, Пуд и Трофим (15 април)
Св. апостол Йоан, наричан Марк (евангелист), племенник на ап. Варнава (25 април)
Свв. апостоли Иасон и Сосипатър (28 април)
Св. апостол Карп (26 май)
Св. апостол Тадей (21 август)
Св. апостол Тит (25 август)
Св. апостол Варнава, наричан Йосиф, чичо на ап.евангелист Марк (11 юни)
Свв. апостоли и дякони Прохор, Никанор, Тимон и Пармен (28 юли)
Свв. апостоли Сила, Силуан, Крискент, Епенет и Андроник (30 юли)
Свв. апостоли Евод и Онисифор (7 септември)
Св. апостол Кодрат (21 септември)
Св. апостол Ананий (1 октомври)
Св. апостол Иаков Алфеев, брат на ап. и ев. Матей (9 октомври)
Св. апостол и евангелист Лука (18 октомври)
Св. апостоли Тертий, Марк, Иуст и Артем (30 октомври)
Свв. апостоли Стахий, Амплий, Урбан (Урван), Наркис, Апелий и Аристовул, епископи (31 октомври)
Св. апостоли Олимп, Родион, Сосипатър, Ераст, Кварт и Тертий (10 ноември)
Св. апостол и дякон Филип (от Седемте дякони) (14 ноември)
Св. апостол Иаков, брат Господен (23 ноември) и други.

Saint Cyril, Bishop of Turov, was born of rich parents in the thirties of the twelfth century in the city of Turov at the River Pripyat. From his early years St Cyril eagerly read the sacred books and attained a profound understanding of them. He studied not only in Russian, but also in Greek. When he reached maturity St Cyril refused his inheritance and was tonsured in Turov's St Boris and Gleb monastery. He struggled much in fasting and prayer and taught the monks to obey the igumen. A monk who is not obedient to the igumen does not fulfill his vow, and therefore is not able to be saved. Three writings of St Cyril on monastic life have survived, one of which, "A Narrative on the Black Clergy from the Old Law and from the New," may be ascribed to a period of his being in the monastery. After a certain while St Cyril lived on a pillar, where he increased his asceticism, and meditated on the Holy Scripture. Many turned to him for counsel in the spiritual life. St Cyril's holiness of life and profound enlightenment became known to many, and so he was chosen as Bishop of Turov. In 1169 St Cyril took part in a council censuring Bishop Theodore, who occupied the Vladimir-Suzdal cathedra and who sought to separate from the metropolitanate of Kiev. St Cyril denounced the heresy of Theodore and wrote many letters to the holy prince Andrew Bogoliubsky (July 4), in which he provided him instruction and guidance in discovering the cause of church disorders in the Rostov region. Because of his love for solitude, St Cyril left his See (by the year 1182, Bishop Laurence is mentioned as the Bishop of Turov) and he devoted himself fully to spiritual writing. He composed a discourse on the yearly cycle of the Lord's Feasts, but not all of them have been preserved. The works of St Cyril deserve a place beside the works of the holy Fathers in book collections. The most complete collection of works by St Cyril of Turov, published by Bishop Eugenius of Turov in 1880, includes...
As a theologian St Cyril believed his task was to discern the true and hidden meaning of various texts of Holy Scripture. St Cyril died on April 28, 1183. His contemporaries regarded him as a Russian Chrysostom. The saint humbly wrote of himself: "I am not a harvester, but I gather sheaves of grain; I am not an artist in literary matters." He was always conscious of the sublime hierarchical service to which the Lord had called him: "If I were to speak of my own opinions, you would do well not to come to church, but I proclaim to you the Word of God. I read to you the accounts of Christ. I present to you the words of God, finer than gold or other stones, sweeter than mead or honeycomb, and you would be deprived of them by not coming to church, ... but I praise and bless those of you who do come."

Няма коментари: